Алиса Сухина про Калифорнийский университет, подработку и самостоятельное обучение в США

С каждым годом всё большее количество украинских абитуриентов подаёт заявки на обучение в заграничные ВУЗы, в частности, в учебные заведения США. Кое-кто «вслепую», иные же, после долгой целенаправленной подготовки. Но все без исключения ради того, чтобы получить высшее образование, кардинально отличное от отечественного

О плюсах и минусах выбора такого обучения и своих впечатлениях от него рассказала Алиса Сухина, уроженка Запорожья и студентка UCLA (Лос-Анджелесского Калифорнийского университета) по специальности «биофизик-генетик».

— Алиса, как тебе пришла идея обучения за границей?

— Я приняла решение пять лет назад. Это было в девятом классе. Папа предложил мне после путешествия по Кремниевой Долине, которая находится в Северной Калифорнии. И я подумала: почему бы и нет? Потом поехала в летний лагерь в Калифорнии. Один раз. Второй. Третий. И мне там настолько всё нравилось, что как-то само собой стало очевидно, что я хочу быть в США.

— А какие ещё варианты для поступления ты рассматривала, кроме Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе?

— Я просто выбрала топ-20 университетов в США и подала в них заявки. Меня приняли в пять. Калифорнийский университет пусть и не был самым высоким по рейтингу среди них, я выбрала именно его. Мне интуиция подсказала. Плюс, именно здесь лучшая медицинская школа в Калифорнии и вторая по США.

— Говорят, что система высшего образования в США кардинально отличается от украинской. В чём именно отличия?

— Правильно говорят! Отличия — кардинальные во всём. Если коротко, то здесь куда больше самостоятельности, свободы в учебном процессе. Некоторым из-за этого кажется, что их бросили и ими не интересуются, но на самом деле всегда есть люди, готовые помочь: администраторы, наставники, психологи и товарищи. Если же подробнее, то у нас нет групп и курсов, каждый студент составляет расписание самостоятельно, больше половины классов транслируются онлайн, поэтому посещать их не обязательно.

Мы сами выбираем предметы, которые хотим изучать. То есть, конечно, у нас есть регламент: взять три класса искусства и три из разряда «история/философия», один «продвинутый» английский и классы по специальности. Но внутри этих категорий темы изучения мы выбираем сами. К примеру, можно учить классическую литературу Франции, а можно пройти курс японского аниме или историю рок-н-ролла, одинаково получив при этом зачёт по гуманитарной категории. При этом, тут принято брать три-четыре класса в четверть и усердно учить их, имея вдобавок свободное время для занятий вне класса. Потому что, если ты только учебники штудируешь, то успешным тебя считать не будут. Студенческие организации, клубы по интересам, подработки и практики — это куда больший показатель успеха, нежели хорошие оценки.

— Как же у вас при таком гибком графике происходит сдача экзаменов, защита проектов? Какое к этому отношение у студентов и преподавателей?

— Устные тесты по билетам, как в Украине — это редкость, как и частые контрольные и срезы. В начале четверти на сайте курса вывешивают его описание, где есть и расписание экзаменов. Их два или три. Они проходят в письменной форме: эссе (домашнее или классное) или тест с выбором ответов и заполнением бланков. Формат экзамена полностью зависит от профессора. Поэтому преподаватели обычно довольны системой, так как тестируют знания по собственном выбору.

Студенты относятся к оцениванию по-разному, но обычно, если профессор дал необходимые знания и предоставил достаточное время на его написание экзамена, то даже студенты, получившие не лучшие оценки, будут согласны с тем, что экзамен был честным, а профессор — справедливым.

Некоторые курсы, рассчитанные на малое количество студентов, включают в себя творческие проекты и презентации. Но план занятия, опять же, зависит от каждого преподавателя в отдельности.

— Наверняка хорошая успеваемость должна вознаграждаться стипендией. В украинских ВУЗах начисление стипендий проводится по баллам и рейтингам. А по какому принципу это происходит в США?

— Система финансовой помощи в США разветвлена. Скажу сразу, что иностранным студентам, которые получают степень бакалавра, в государственных ВУЗах рассчитывать не на что. Возможно, в частных есть больше опций по этому поводу, но у нас никакой финансовой помощи почти нет, если ты только не второй Эйнштейн, у которого при этом реально нет денег. Но если ты гражданин США, то опций появляется очень много. Есть помощь от государства при финансовой нужде, есть финансовые награды за успешное обучение или вклад в общество/науку/искусство. Есть так называемые fellowships, когда тебе платят определённую сумму за то, что ты состоишь в студенческой организации и выполняешь их требования (работаешь в лаборатории, публикуешь исследования, участвуешь в конкурсах). Так что вариантов много. Но чтобы получить любую помощь, нужно подать заявку с кучей документов: там и оценки, и эссе, и предложения по исследованиям, и рекомендательные письма… Это сложный процесс с большой конкуренцией. И получают помощь только те, кто действительно её заслужил.

— Да уж, в Украине с этим, определённо, намного проще… А какие виды студенческих подработок популярны в США?

— Во время учёбы в университете разрешено работать только до 20 часов в неделю. Студенты-иностранцы могут устроиться на работу только при университете, а вот американцы могут работать, где угодно. Любая подработка считается достойной, и никто не будет смеяться, если ты вытираешь столы в кафе или продаёшь бургеры в фаст-фуде. Куда меньше уважения получают студенты, которые хвастают своими богатыми родителями и не работают самостоятельно. Я работала только на университет, так что могу сказать, что дел здесь много: можно работать в администрации, библиотеке, столовой, кафе, спортзале, да и вообще, в любой части университета найдутся места для желающих.

— Зарплата высокая?

— Ну… Обычно от 10 до 20 долларов в час. Я вот работаю в спортивном центре в верёвочном городке (цепляю крепления и проверяю канаты), по 6 часов в неделю максимум, а также работаю проверяющим домашних заданий математического класса для биологов по 9 часов в неделю.

Неплохо! А какие условия проживания студентов в студгородках?

— Самые прекрасные! Я никогда не была в общежитиях в Украине, но то, что я о них слышала — не самые лестные отзывы. Своё общежитие в Калифорнии я люблю. У меня комната на двоих, есть ванная, отопление, кондиционирование, большие шкафы и место для учёбы. На каждом этаже есть учебная комната, где тихо и можно комфортно заниматься, если твой сосед в это время смотрит фильм или слушает музыку. Есть также библиотека, 4 столовых и 3 кафе, 5 компьютерных комнат с бесплатной печатью до 100 страниц в четверть, 3 спортзала и бассейн. Есть бесплатный ремонт всего сломанного/неработающего и служба помощи в каждом блоке, которая работает без перерывов и выходных. Уборка комнат проходит раз в неделю. На каждом этаже есть ответственный студент, который поможет в любой проблеме, в том числе и личной. Так же каждую неделю проходят мероприятия на разные темы: спортивные, академические, музыкальные, театральные и т. д. В общем, как уже сказала, я люблю своё общежитие.

— Здорово! Честно говоря, украинские общежития далеки от такого уровня, но студенты неизменно надеются на улучшения. Кстати, насчёт «обитателей» общежитий. В твоём университете обучается достаточно много студентов-иностранцев из разных уголков мира. Какое к ним отношение у американцев, как они ладят между собой?

— Скажем так, два главных правила в обществе США — свобода слова и равенство. Естественно, из-за этого возникают конфликты, ведь у нас в университете учится и работает более 30 000 человек из практически всех уголков мира. Но в целом, студенческое общество невероятно толерантно и дружелюбно не только в плане национальности, но и в плане гендерной идентификации и возраста. Если кто-то узнаёт, что ты иностранец, то обязательно спрашивает о том, какая культура, обычаи и мировоззрение в твоей стране. Люди здесь любят знакомиться с иностранцами, многие обожают акценты и все всегда очень дружелюбны. Американцы не забывают, что они сами являются иммигрантами в том или ином поколении.

— Алиса, с твоих слов получается, что учёба в США едва ли не идеальна. Но ведь невозможно же обойтись без разного рода «подводных камней». О каких отрицательных моментах своего обучения ты могла бы рассказать?

— Ну, например, в прошлой четверти у меня был ужасный профессор по статистике. Я получила хорошую оценку, но класс был просто невероятно скучным и бесполезным. Он меня очень раздражал, но плюс в том, что всего 10 недель — и я больше никогда не буду учиться у этого профессора!

— А какие перспективы трудоустройства студентам предоставляет государство и, в частности, университет UCLA ?

— Я уже упоминала самостоятельность студентов в США раннее. Университеты не гарантируют никакого трудоустройства. Куда студент пойдёт работать — зависит только от него самого. У нас есть ярмарки работодателей каждую четверть и центр помощи по трудоустройству, но если ты сам не пойдёшь и не приложишь усилие, то не важно в каком университете ты учился и насколько хорошие у тебя оценки. Я считаю это честным, потому что я работаю на двух работах, усердно учусь, провожу по 20 часов в неделю в исследовательской лаборатории и помогаю профессору на добровольных основах, а ещё постоянно подаю заявки на конкурсы и летние подработки и усердно ищу работу на следующий год. И мне бы не хотелось, чтобы человек, который ничего из этого не делает, имел те же шансы на хорошую работу, что и я. Ну, а если интересно, какие компании нанимают успешных студентов, то лучше посмотреть список значимых выпускников в Википедии.

— Что ж, и правда, справедливо. В заключение беседы: что ты могла бы посоветовать украинским абитуриентам, которые намереваются поступать в ВУЗы США?

— Во-первых, точно решите, стоит ли вам вообще ехать в США. Обучение очень отличается от украинского, я могу бесконечно долго расхваливать его, но при этом знаю людей, сожалеющих о своём выборе учёбы в Штатах. Более того, если вы поступаете в университет, то помните, что платить в любом университете вы будете одинаково, но «топовые» вузы дадут вам больше возможностей и большую вероятность трудоустройства. Возможно, для кого-то лучше будет получить бакалаврат на родине и ехать в США ради более высокой степени.

Во-вторых, начинайте как можно раньше готовиться к поступлению. У меня подготовка заняла три года. Успеть это сделать за полгода — нереально.

— Большое спасибо за то, что поделилась впечатлениями, Алиса. Более чем уверена, что твои советы станут полезными для тех, кто решил отправиться на учёбу в США.

Автор: Мария Остапенко