Самые дорогие подделки в искустве

В 1987, а именно 30-го марта, на лондонском аукционе продали картину нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога «Подсолнухи»  за 35 миллионов долларов.  Все бы ничего, но картина стала предметом скандала, ее новые собственники заявили, что предмет исскуства — подделка. Кроме этого прециндента в истории человечества известны десятки подобных случаев, когда копии картин или скульптур выдавали за оригинал и продавали за большие деньги. Предлагаем вам топ-5 дорогих подделок в мире искусства.

1. «Подсолнухи». Винсент Ван Гог. $35 млн 

Первая картина в наше рейтинге именно «Подсолнухи». Она вошла в историю как самая дорогая подделка. Приобрела её тогда, в  1987 году, японская страховая компания  «Ясуда». Существовало несколько версий авторства этого натюрморта. По версии итальянского журнала Quadri e Sculture, эта картина – копия кисти Гогена. Основанием для этой версии послужил тот факт, что в 1888-м и 1889 годах Ван Гог написал четыре картины с подсолнухами, из которых две были оригиналами, а две – авторскими копиями. Местонахождение всех этих работ известно, и среди них нет той, что была продана в Японии.Из переписки художников (Ван Гога и Гогена) так же явствует, что Гогену очень нравились оригиналы и он попросил одолжить один, но получил отказ. По незамысловатой версии редакции и известного арт-эксперта Антонио Де Робертиса, Гоген якобы в тайне от друга сделал копию натюрморта.

По другой версии автором полотна мог быть художник Эмиль Шуффенеккер  Так как через год после смерти Ван Гога спорное полотно оказалось в руках друга художника Эмиля Шуффенеккера, человека с довольно сомнительно репутацией – позже его обличили в подделке картин Ван Гога. И третье подозрение в подлинности натюрморта возникло из-за материала холста, которым Ван Гог обычно не пользовался: натюрморт написан на джутовой мешковине.

2. Картина американского абстракциониста Джэксона Поллока. $17 млн 

Весной 2013 года в нью-йоркской галерее Knoedler&Company разгорелся скандал по поводу поддельных картин. Галерея, как выяснилось, продала несколько десятков картин якобы авторства известных пост-модернистов – Ротко, Поллока, де Кунинга. Подделки обнаружились после того, как один из клиентов галереи засомневался, что купленная им за $17 млн картина действительно была нарисована  американским абстракционистом Джэксоном Поллоком. Покупатели «Ротко» и «де Кунинга» также подали иски к галереи.

Как оказалось, дилер, с которым сотрудничала галерея, Глафира Розалес, заказывала «Ротко», «Поллока» и остальных абстрактных экспрессионистов у китайского художника. Покупка первой картины обошлась ей в $ 5400 (со временем ценник вырос до $7 тысяч за каждую). В галерее Розалес рассказала, что коллекцию унаследовал ее знакомый. Владелицу галереи Анну Фридман такая туманная формулировка не смутила, потому как часто дилеры указывают лишь малось информации про предметы исскуства: «Из частной коллекции». В конечном счете 17 сентября 2013 года Розалес приговорили к 20-летнему тюремному заключению.

3. «Лес». Макс Эрнст. $7 млн 

Немец Вольфган Белтраччи нарисовал первую подделку в 1965 году, когда ему было 14 лет. Это был Пикассо «голубого периода». Однако основной его «специализацией» стали немецкие художники.

Так в начале 2000-х Белтраччи нарисовал копию картины «Лес» немецкого сюрреалиста Макса Эрнста. В подлинности этого придмета исскуства не усомнился даже бывший директор Центра Помпиду в Париже, а его считали одним из главных специалистов по Максу Эрнсту. Вдова художника, увидев работу «Лес», сказала, что это лучшее, что когда-либо создавал Эрнст. В результате «Лес» был продан швейцарской фирме за $2,3 млн, а спустя какое-то время картина оказалась у известного коллекционера сюрреалистов – французского издателя Даниэля Филипаччи, который заплатил за нее $7 млн.

После этого удача стала изменять Белтраччи. Один из старейших аукционных домов – немецкий Lempertz – продал картину якобы немецкого художника Генриха Кампедонка мальтийскому фонду, который усомнился в подлинности работы и начал проводить экспертизу. В результате обман всплыл на поверхность. Суд приговорил Вольфгана Белтраччи к 6 годам тюрьмы.

4. «Христос в Эммаусе». Ян Вермеер $6 млн

Голландский художник Хан ван Меегерен, родившийся в конце XIX века, прославился работой над фальшивками в стиле Яна Вермеера. Богатство ему принесла картина «Христос в Эммаусе». Свою работу Меегерен в 1937 году продал под видом холста Вермеера за 6 миллионов долларов.
После этой сделки художник купил дом в Ницце, где нарисовал еще несколько картин в стиле Вермеера, одну из которых — «Христос и грешница» — потом продал соратнику Гитлера Герману Герингу. После окончания Второй мировой войны полицейские принесли картину домой Меегерену с тем, чтобы арт-дилер помог вернуть работу. Меегерен отказался говорить, у кого он «купил» «Вермеера», за что был обвинен в измене. Художнику грозил пожизненный срок. В суде Меегерен признался в том, что рисовал подделки, но ему не верили. Чтобы доказать свое мастерство Меегерен нарисовал еще одного «Вермеера» и был приговорен к одному году тюрьмы.
5. «Одалиска», Борис Кустодиев $2,9 млн 

Продажа картины «Одалиска», выставленной на аукционе Christie’s в 2005 году как работа русского художника Бориса Кустодиева, поставила под сомнение репутацию этого аукционного дома. Ее купил за $2,9 млн (рекордная цена для Кустодиева) предприниматель Виктор Вексельберг. Аукционный дом, по всем правилам, выдал покупателю гарантию на 5 лет. Однако уже через некоторое время ведущие российские специалисты сказали, что автором картины был не Кустодиев, а другой художник, который рисовал в стиле русского художника, при чем копировал элементы его других картин.

Обычно аукционные дома стараются решить подобные ситуации быстро и без публичной огласки, но этот спор решался в Верховном суде Лондона. После двух лет слушаний, суд разрешил Вексельбергу расторгнуть сделку и вернуть деньги.

По материалам: www.inqui.rugalik-123.livejournal.comwww.proza.ru

Марина Галич